Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Авторизация
пользователя
Гимназия №1 г.Усолье-Сибирское
Перевести страницу
A+ A-
Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Информация о заработной плате руководителя и его заместителей
  • Архив
    Карта сайта

    Ноябрь 2018 (11)
    Сентябрь 2018 (8)
    Август 2018 (17)
    Июль 2018 (1)
    Июнь 2018 (11)
    Май 2018 (5)
    Опрос на сайте



    Архив новостей
    «    Ноябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 

    Облако тегов
    Мелочь, но приятно

    Мега новость

    Только для вас

    Toolbar в твой браузер

    Смотрим описание здесь

    кому не интерсно, скачиваем прямо сейчас на свой браузер:

    Mozilla Firefox 

    Internet Explorer 

    Apple Safari


    А теперь еще и Гаджетомания

    Страница безграничных возможностей


    Сайты-партнеры




    Если вы хотите стать нашим партнером, разместите баннер или текстовую ссылку на главной странице вашего сайта и напишите администрации сайта

    Гимназия №1 Усолье-Сибирское



    Будь в курсе
    » » Применение проблемных задач исследовательского характера
    Применение проблемных задач исследовательского характера Естествознания

    Применение проблемных задач

     исследовательского характера на уроках биологии.

     

    Автор: Зеленова Елена Владимировна,

    учитель биологии.

     

             Актуальность проблемы творческого развития личности школьника определяется современными требованиями к содержанию образования. Учащийся в процессе обучения должен не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.

         От выпускника школы требуется умение аналитически  подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, проявляя при этом способность к творческому поиску, определению принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни. Этим объясняется необходимость обучения школьников путям творческого исследовательского поиска, столь важного в настоящее время не только в области биологии.

         Способность к поиску может целенаправленно формироваться и развиваться у учащихся под руководством учителя на уроках при решении проблемных биологических задач исследовательского характера.

         Каждая задача представляет собой описание конкретной ситуации, возникшей в процессе биологического исследования и требующей своего разрешения путем логического анализа с привлечением уже известных ранее знаний в области биологии. После текста, в котором описывается ситуация, следуют вопросы, требующие от учащихся определенных интеллектуальных действий. В итоге этой работы школьники должны освоить (на самом, конечно, начальном уровне) действия ученого, сталкивающегося с конкретной научной проблемой из области биологии.

         Поставленная на уроке проблема решается в процессе эвристической (поисковой) беседы. Вести такую беседу, нередко перерастающую в дискуссию, достаточно трудно. От учителя при этом требуется правильная последовательность постановки вопросов, точность их формулировок, умение выдержать необходимую паузу в диалоге с учащимся, способность вовремя и ненавязчиво направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от коллективного обсуждения проблемной ситуации к достаточно длительному индивидуальному выступлению конкретного учащегося. Важно помнить, что главное - не получение от школьников быстрого и правильного ответа (тем более что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого, исследовательского мышления школьников, поиск путей научного решения вопроса, логический анализ ситуации.

         Приведу некоторые примеры проблемных биологических задач исследовательского характера, которые могут быть использованы учителем биологии при организации процесса изучения школьниками темы «Организм и среда» в 6-м классе.

    • 1. Объясните, что такое «Черный список» и «Красная книга», составленные учеными-биологами. Назовите несколько включенных в них видов. Есть ли в нашей области виды из «Красной книги»?
    • 2. Охарактеризуйте роль питомников, ботанических садов и зоопарков, заповедников и национальных парков в охране живой природы. Что из этого перечня имеется в нашей области?
    • 3. Проследите путь загрязняющих воду веществ в круговороте воды в природе. Связано ли загрязнение грунтовых вод с загрязнением атмосферы? Может ли в круговороте воды происходить ее очищение (где и как)?
    • 4. Один тополь за сезон поглощает почти 45 кг углекислого газа, а один гектар зеленых насаждений за один час - 8 кг, т.е. столько же, сколько выдыхают за это время 200 человек. Подсчитайте, сколько зеленых насаждений необходимо, чтобы убрать весь углекислый газ, выдыхаемый учащимися твоего класса (на 1 га обычно растут около 5000 растений). Сколько растений необходимо для учащихся твоего класса?
    • 5. Из одной тонны сожженного бензина образуется 60 кг оксида углерода - соединения, опасного для человека. Узнайте на бензозаправке, сколько литров горючего в сутки реализуется. Определите, какое количество оксида углерода поступает в воздух в вашем районе.
    • 6. Сразу же после сильного дождя дождевые черви в большом количестве выползают из своих норок на поверхность почвы.
    • 1. Чем можно объяснить это явление? Приведите свои гипотезы.
    • 2. Какие из предложенных гипотез кажутся вам наиболее вероятными и почему?
    • 7. Исследователь решил убедиться в том, что дождевые черви действительно перемешивают почву.
    • 1. Какой опыт должен поставить исследователь в лабораторных условиях, чтобы пронаблюдать этот процесс?
    • 2. Продумайте методику этого опыта и последовательность действий исследователя в процессе его проведения.

    http://www.kuznets.ru производство кухонь на заказ

         При изучении темы «Основы экологии» в 11-м классе.

    • 1. Ученый долгое время в одни и те же часы утром, днем и вечером проводил подсчет числа чаек в небольшой колонии этих птиц. Какие цели могли стоять перед исследователем? Какие вопросы биологии птиц могут быть изучены таким образом?
    • 2. Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов их нашли мертвыми. Предложите возможно большее число гипотез, объясняющих причины гибели рыб.
    • 3. Ученому-биологу необходимо изучить изменение активности травяных лягушек в зависимости от времени суток. Опишите возможный план проведения работы и укажите порядок действий при ее выполнении. Разработайте возможную методику исследования.
    • 4. Известно, что неядовитые змеи полозы питаются в природе мышевидными грызунами. Но выпущенная в террариум со змеей белая мышь через сутки не была съедена. Выскажите наибольшее число гипотез, объясняющих этот факт.

     

         Последовательное сочетание подобных заданий позволяет школьникам постепенно осознать сущность, логику и методику научного исследования, что необходимо для осмысленного проведения ими наблюдений и опытов. Использование проблемных заданий исследовательского характера на уроке биологии позволяет теоретически подготовить учащихся к практическому проведению наблюдений и опытов. В то же время результаты опытов могут служить материалом для составления проблемных заданий исследовательского характера, используемых на уроках.

         Многие задачи исследовательского характера могут успешно решаться учащимися с различными уровнями биологической подготовки и развития мышления. Одна и та же задача может быть решена как учащимися 6-7-го, так и учащимися 10-11-го классов, хотя уровень раскрытия вопросов данной задачи во втором случае будет объективно более высоким, так как старшеклассник опирается при поиске ответа на  свое более развитое мышление и более обширные знания в области биологии.

         При решении биологических задач учителю следует постоянно подчеркивать гипотетичность, выдвигаемых школьниками положений, неоднозначность проблемы, потенциальную возможность решения ее иным путем. При этом акцентируется внимание учащихся на динамике научного поиска, на необходимости отказа от незыблемости однажды провозглашенных истин, на важности научной аргументации каждого выдвигаемого предположения. Только в этом случае биологическая дисциплина выступает в форме научного исследования, а само изучение предмета биологии уподобляется процессу научного поиска, что в наибольшей степени способствует развитию исследовательских умений и исследовательского мышления у учащихся.

         В процессе беседы учителем подчеркивается, что полученные в биологическом эксперименте результаты, как правило, не ставят точку в процессе исследования, а лишь выдвигают в нем новые, очередные вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении. Исходя из этого, познание характеризуется как процесс незавершенный и принципиально безграничный в своем развитии.

         При решении проблемных биологических задач исследовательского характера учащимися необходимо максимально активизировать их деятельность, учитывая каждое удачное высказывание данного школьника. За несколько ответов ученик получает отличную оценку в журнал. Это позволит повысить психологическую значимость для учащегося каждого ответа; учесть и оценить небольшие выступления учащегося на разных уроках, выставив общую оценку за эти выступления; повысить надежду у слабых учащихся на получение хорошей оценки по сумме своих коротких выступлений. Использование этого приема позволяет вовлечь в процесс решения биологических задач исследовательского характера максимально возможное число учащихся.

         Навыки исследовательской деятельности развиваются в ходе проведения учебных

     экскурсий, во время которых происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению биологии. На занятии, предшествующем экскурсии, учитель проводит вступительную беседу, в которой поясняется цель и содержание экскурсии. Учащимся предлагаются вопросы, которые направлены на поиск ответов во время экскурсии.

         После проведения экскурсии учащиеся выступают с сообщениями об увиденном, изготовляют альбомы, содержащие материалы, полученные в результате проведения экскурсии. Материалы экскурсии могут быть использованы в исследовательской деятельности школьников.

         Например, во время экскурсии по учебно-пришкольному участку проводится изучение его экологического состояния и материалы данного исследования заносятся в экологический паспорт гимназии.   

     

     

     
    Другие новости по теме:





    Новости | Форум | Фотогалерея | Интересное | Кое-что ещё
    Сайт сделал Дмитрий Ивановский на CMS DLE. Карта сайта Гимназия №1 г.Усолье-Сибирское