Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Авторизация
пользователя
Гимназия №1 г.Усолье-Сибирское
Перевести страницу
A+ A-
Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Информация о заработной плате руководителя и его заместителей
  • Архив
    Карта сайта

    Июнь 2018 (11)
    Май 2018 (5)
    Март 2018 (8)
    Февраль 2018 (8)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (8)
    Опрос на сайте



    Архив новостей
    «    Июль 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Облако тегов
    Мелочь, но приятно

    Мега новость

    Только для вас

    Toolbar в твой браузер

    Смотрим описание здесь

    кому не интерсно, скачиваем прямо сейчас на свой браузер:

    Mozilla Firefox 

    Internet Explorer 

    Apple Safari


    А теперь еще и Гаджетомания

    Страница безграничных возможностей


    Сайты-партнеры




    Если вы хотите стать нашим партнером, разместите баннер или текстовую ссылку на главной странице вашего сайта и напишите администрации сайта

    Гимназия №1 Усолье-Сибирское



    Будь в курсе
    Полиция возбудила дела против выбежавших на поле участников Pussy Riot

    Московский полицейские возбудили в отношении выбежавших на поле во время финала чемпионата мира участников группы Pussy Riot административные дела.

    Появилось видео допроса задержанных участников Pussy Riot

    На записи слышно, что участников Pussy Riot спрашивают о том, где они достали полицейскую форму, а также понимают ли, что за их выходку на Россию будут наложены штрафные санкции со стороны ...

    Игроки сборной Франции сорвали пресс-конференцию после финала ЧМ-2018

    Игроки сборной Франции ворвались на пресс-конференцию своего главного тренера Дидье Дешама, сообщает корреспондент "Газеты.Ru".

    » » Исследовательский подход в обучении химии
    Исследовательский подход в обучении химии Естествознания

                               Исследовательский подход в обучении химии.

     

                                                                      Химик требуется не такой, который

                                                                   только из одного чтения книг понял

                                                                   сию науку, а  который собственным

                                                                   искусством в ней прилежно упражнялся.

     

    М.В.Ломоносов.

     

         Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного,  делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое идентичны по свое внутренней механике. Для ребёнка гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно учёному, чем получать готовые знания. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

        Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности.

       Поэтому главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности, то есть активизировать обучение, передать  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

    Функции исследовательского подхода в обучении:

    • l воспитание познавательного интереса;
    • l создание положительной мотивации учения и образования;
    • l формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
    • l развитие интеллектуальной сферы личности;
    • l формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.

    Сущность исследовательского подхода в обучении:

    • l введение общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
    • l организация учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
    • l актуализация внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
    • l усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;
    • l изменение характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

    Детей школьного возраста необходимо обучать специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательской деятельности. Специальной методики такого обучения нет, но для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приёмы.

    • l Приём сопоставления.
    • l Приём доказательства.
    • l Приём выдвижения гипотез.
    • l Приём переноса знаний в новую ситуацию.
    • l Приём использования аналога.
    • l Приём планирования.

    Каким же образом можно организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках химии?

       Исследовательская деятельность при обучении  химии может иметь теоретический характер и экспериментальный. В первом случае учащиеся пишут рефераты, доклады, сообщения, имеющие главным образом межпредметный интегрирующий характер.

       Экспериментальная деятельность связана, в первую очередь с исследованиями конкретных объектов природы. При этом повышается осознанность знаний и появляется осознанный интерес учащихся к предмету.

       Исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности. Самостоятельная работа при использовании этой модели обучения носит не исполнительный характер, а исследовательский, заданный через систему специально отобранных  проблемных задач. Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным эмоциональным настроем.

       Исследовательская работа учащихся занимает большее время, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что деятельность учащихся продуктивная и творческая. Учащиеся при этом  подходе могут быстро и правильно выполнять задания, самостоятельно изучать более сложный материал.

       Исследовательская деятельность моделирует процесс научного исследования и включает следующие элементы:

    • Постановка проблемы
    • Способы ее исследования
    • Аргументация ее решения
    • Составление выводов
    • Анализ выводов и обобщение
    • Применение полученных знаний, умений и творческих способностей как инструментов получения новых знаний.

       Для эффективности исследовательской деятельности необходимо предварительно ознакомить учащихся с методами и приемами самостоятельного добывания знаний, с общими методами научного познания и специфическими способами обработки полученных результатов.

       Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

    • Решение качественных химических задач
    • Решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем
    • Поисковая деятельность и написание рефератов
    • Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций
    • Проектная деятельность
    • Исследовательские умения развиваются на уроках химии на разных этапах обучения в школе.

        Многие традиционно выполняющиеся лабораторные и демонстрационные опыты в методической программе развития мотивации должны быть преобразованы в исследовательскую деятельность учащихся по определению цели опытно-экспериментальной работы, планированию её состава и прогнозированию ожидаемого результата. Например, при изучении свойств конкретных химических соединений, при доказательстве принадлежности конкретного соединения к определенному классу и т.д.

       Рассмотрим на конкретном примере. При изучении одного из важнейших первоначальных понятий «Чистые вещества и смеси» можно вместо традиционного лабораторного опыта приготовления смеси из порошков железа и серы и сравнительного изучения свойств смеси и смешиваемых веществ, можно предложить следующую интерпретацию.

    Задание учащимся при выполнении опыта: «В вашем распоряжении имеются - порошки железа и серы, вода, химические стаканы, шпатели, фильтровальная бумага, магнит. Подумайте и проведите серию простейших опытов, посредством которых можно ответить на вопрос: изменяться свойства веществ после смешивания или нет? Предложите свой план действий, которые приведут к ответу на вопрос».

    Либо задание такого плана: «Под покровом темной ночи в химическую лабораторию тайно проник преступник и смешал вещества: порошок железа, серы, угольную пыль, медные опилки. Предложите свой план разделения этой смеси и проведите серию опытов».

        Далее в процессе беседы, учитель вместе с учащимися может выработать план действий. Особую роль в организации работы выполняет таблица, куда обычно заносятся важнейшие характеристики, либо результаты наблюдений. Учитель разъясняет учащимся, что для краткой записи ряда характеристик сравниваемых объектов удобно использовать сравнительную таблицу. Однако нет необходимости предлагать готовую таблицу, а организовать обсуждение, посвященное определению ее содержания. При этом учащимися определяется число граф таблицы, способ их рационального размещения, порядок записи сравниваемых признаков. Таким образом «нарисованная» таблица учащимися, но еще не заполненная выступает основой для организации действий учащихся при выполнении эксперимента. Таблицу заполняют по ходу выполнения эксперимента. По окончании  проведенных опытов обязательно должен быть сформулирован вывод.

        Огромную роль в организации исследовательского эксперимента могут выполнять графические схемы, отражающие последовательность выполняемых опытов. Эти схемы можно составлять по ходу объяснения на доске,  компьютер, либо с помощью приготовленных моделей - заготовок, либо с помощью приготовленных моделей - заготовок, а значение таких схем состоит в том, чтобы образно и компактно проиллюстрировать учащемуся цель и состав экспериментальной деятельности, снабдить его четким планом работы, ориентирующим его на искомый результат. Кроме того учитель ориентирует учащихся на самостоятельное умение составлять такие схемы, что позволит им самостоятельно научиться планировать и организовывать собственную познавательную деятельность.

    Что нам стоит дом построить. Буронабивные сваи создадут основу вашей крепости.

        Одним из наиболее глубоко разрабатывающихся в XX веке аспектов методики обучения химии было конструирование приборов для проведения химических опытов.

        В контексте идей развивающего обучения важно обратить внимание на возможность эффективного соединения диалоговых методов и обучения конструированию приборов. Проиллюстрируем это на конкретном примере:

    Тема «Вода в природе. Перегонка воды».

    Одной из задач данного урока является организация диалога с учащимися, по ходу которого учащиеся должны применить жизненный опыт и основы научных знаний, чтобы определить устройство для перегонки воды в лабораторных условиях.

    Ключевые вопросы беседы:

    • Дайте определение чистого вещества и смеси.
    • Можно ли утверждать, что дождевая вода является химически чистым веществом?
    • В каком из состояний вода чаще всего бывает химически чиста?
    • Можно ли в домашних условиях получить чистую воду?
    • На каких поверхностях обычно конденсируется вода, если мы забыли выключить чайник с кипящей водой?
    • Можно ли понаблюдать явление конденсации воды, если в нашем распоряжении есть пробирка с водой, спиртовка, держатель? Что нам еще понадобиться, если мы хотим собрать конденсат?

    После обсуждения предложенных вопросов можно предложить следующее задание: нарисуйте ваш проект аппарата для лабораторной перегонки воды. Можно ли в домашних условиях сконструировать такой аппарат?

    Нескольких учащихся можно вызвать к демонстрационному столу - для сбора варианта аппарата из предложенного оборудования.

         Аналогично можно построить работу учащихся по проектированию приборов для получения любого газообразного вещества.

       Чтобы показать учащимся связь химии с жизнью, развить у них интерес к изучению этой науки, а также подготовить их к осознанному выполнению практических работ огромная роль отводится решению экспериментальных задач.

        При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы - построение гипотезы - проектирование опыта -  составление плана эксперимента - осуществление эксперимента - оформление результатов эксперимента - формулирование ответе. Видов экспериментальных задач очень много, но среди них есть такие, которые требуют  применить знания смежных предметов (биологии, истории, географии, физики и т.д.).

       Например, учащимся можно предложить такого рода задачи:

    • «По данным медицинского обследования населения Чукотки в 198 г. Было выявлено широкое распространение в этом регионе тяжёлых заболеваний: туберкулёза, хронических легочных заболеваний, различных форм рака. Средняя продолжительность жизни для коренного народа Чукотки - чукчей составила всего 45 лет. Специалисты связали эту ситуацию с последствиями ядерных испытаний, проводившихся на территории советского Крайнего Севера. Однако не сразу стало понятно, почему именно коренное население Чукотки оказалось под ударом радиоактивного загрязнения. В чём дело?»
    • «Свинец хорошо известен ещё со времён Древнего Рима. Его широко использовали для изготовления кухонной утвари и водопроводных труб. Римляне были любителями хорошего вина, поэтому для улучшения вкуса плохого вина в него добавляли свинец. Вино также хранили в свинцовых чанах. После этого напиток приобретал кисло-сладкий вкус. Попытайтесь объяснить эти чудесные метаморфозы винных напитков».

    Данные задания требуют от учащихся выбрать направление поиска, предположить ответ, а затем сравнить с готовым результатом.

    Для того, чтобы сделать обучение интересным и познавательным, очень часто используется в настоящее время проектная технология. Проектная технология является одной из  технологий четвертого поколения.

    Метод проектов помогает индивидуализировать учебный процесс, здесь важен не только результат обучения, но и разработка сценария и процесс выполнения проектного задания.

       Выполнение проектного задания развивает исследовательские умения школьников, повышает качество знаний и способствует развитию интеллектуальных и исследовательских способностей, появление познавательного интереса к предмету.

    11 класс тема «Жизненно важные вещества».

      Известно, что  в мире насчитывается большой процент людей, страдающих избыточным весом. Россия занимает четвертое место в мире по количеству толстяков (США, Германия, Франция). В чём причина избыточного веса? Как сладкое влияет на фигуру, настроение? Это не праздные вопросы, они явились проблемой проекта.

    Название проекта «Сладкая жизнь»

    Проблемный вопрос «Сладкое портит фигуру... или характер?»

    Тип проекта: информационно-исследовательский, межпредметный.

    По времени: краткосрочный.

    Учебная цель: расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании.

      Исследовательские задания для учащихся могут представлять сосбой как небольшие поисковые, так и комплексные задачи, основанные на междисциплинарной интеграции знаний и умений, требующие вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Оценку эффективности исследовательских умений учащихся можно осуществлять с помощью критериев, разработанных И.Я.Лернером.

       Критерии оценки эффективности исследовательских умений (по И.Я.Лернеру).

    • Способность переносить прием в сходную ситуацию
    • Способность самостоятельно решать учебную проблему
    • Логичность рассуждений ученика
    • Рациональность решения
    • Сформированность обобщенных исследовательских умений.

          Такая  сопричастность ученика к учебному процессу содействует положительному  развитию его самооценки в качестве учащегося. Развитие у ученика положительной самооценки, в принципе не требует применения какой-то новой методики, но она требует переакцентировки всех тех методов, с помощью которых учитель стремится сделать обучение развивающим.

           Исследовательский подход в обучении хорошо укладывается в парадигму личностно - ориентированной педагогики, где каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

          На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель говорил : «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Чтобы найти себя в жизни и достойно реализоваться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, гибко воспринимать перемены и адекватно на них реагировать, быть способным учиться всю жизнь, и главное не останавливаться в своем развитии.

     

    Учитель химии МОУ «Гимназия №1» Лушова И.Е.

     
    Другие новости по теме:





    Новости | Форум | Фотогалерея | Интересное | Кое-что ещё
    Сайт сделал Дмитрий Ивановский на CMS DLE. Карта сайта Гимназия №1 г.Усолье-Сибирское