Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Авторизация
пользователя
Гимназия №1 г.Усолье-Сибирское
Перевести страницу
A+ A-
Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Информация о заработной плате руководителя и его заместителей
  • Архив
    Карта сайта

    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (17)
    Июль 2018 (1)
    Июнь 2018 (11)
    Май 2018 (5)
    Март 2018 (8)
    Опрос на сайте



    Архив новостей
    «    Сентябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Облако тегов
    Мелочь, но приятно

    Мега новость

    Только для вас

    Toolbar в твой браузер

    Смотрим описание здесь

    кому не интерсно, скачиваем прямо сейчас на свой браузер:

    Mozilla Firefox 

    Internet Explorer 

    Apple Safari


    А теперь еще и Гаджетомания

    Страница безграничных возможностей


    Сайты-партнеры




    Если вы хотите стать нашим партнером, разместите баннер или текстовую ссылку на главной странице вашего сайта и напишите администрации сайта

    Гимназия №1 Усолье-Сибирское



    Будь в курсе
    Дима Билан попал в аварию в Москве

    Певец Дима Билан попал в аварию на Ленинском проспекте в Москве, сообщили 18 сентября в правоохранительных органах.

    Мессенджеры стали самой часто используемой функцией смартфона

    Мессенджеры стали самой популярной опцией смартфонов среди россиян за текущий год.

    Опубликовано видео с места ДТП под Воронежем

    Опубликовано видео ДТП на автодороге М-4 "Дон" в Воронежской области. Ролик опубликовал телеканал RT.

    » » Методологическая и управленческая культура учителя как
    Методологическая и управленческая культура учителя как Естествознания

    Методологическая и управленческая культура учителя как

    фактор обеспечения нового качества обучения.

     

    В современном образовании происходят значительные изменения.

    Они обусловлены коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информатизации и глобализации всей своей деятельности. Нарастает всеобщая коммуникация человечества, усиливаются гуманистический и культурологический потенциал общего среднего образования подрастающего поколения. В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает социальная роль учителя.

    Методология преподавания предметов претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль - средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика.

    Новая и непростая для освоения компетенция учителя - переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет  освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию. Эта компетентность, несомненно, относится к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности.

    Такие профессиональные компетенции требуют от учителя очень высокого уровня владения содержанием.  Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть. Учитель - управленец, владеющий высоким уровнем методологической и управленческой культурой, способный к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приемов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности - ученика - таким должен быть современный учитель.

    Работа учителя - управленца технологична уже по определению: успешное управление на любом уровне и в любой области деятельности всегда происходит по циклическому алгоритму:

        - анализ исходных условий и выделение проблемы

        - оценка ресурсов и целеполагание

        - планирование

        - организация и коррекция реального процесса

        - анализ результатов.

    Одной из самых сложных  и трудоемких управленческих компетенций  является умения осуществлять педагогический анализ.

    Педагогический анализ (как профессиональная компетенция) - система знаний, умений и навыков учителя, обеспечивающих осознание учителем реалий (особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетенций) и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса максимально комфортного и одновременно развивающего для каждого ученика. 

    Педагогический анализ - это начальный  этап реализации педагогической технологии.

    Учителя обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения: учебниками, рабочими тетрадями, картами, методической литературой, медиаоснащением:  видеофильмы, компьютерные программы, собственные разработки. Но если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся возникает проблема.  С одной стороны сам предмет - обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны - в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся.


     Как решить эту проблему?

    Стержнем педагогической работы должна стать  реализация целей и задач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на личностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудничества учителя и ученика, продуктами которой одновременно являются и рациональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерство и сотрудничество педагогов и учащихся, ставшие ведущими чертами школьной жизни, будут стимулировать поиск новых форм межличностного общения, и способствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспитанников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Он писал, что там, где нет ее культивирования, «никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания. Невозможна успешная работа учителя там, где не налажено сотрудничество с учащимися. По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые деловые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15-18%. И наоборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10-20% у слабых до 37%  - у сильных учеников. Еще больше страдает сам  педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда до 70%. А расположение духа преподавателя - чаще всего производная стиля его общения. Культура общения составляет неотъемлемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важнейших качеств его личности.

    Сотрудничество учителя и учеников имеет свою специфику. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, педагогический процесс как деятельность учителя формирует личность ребенка в меру того, как учитель руководит его деятельностью, а не подменяет ее. Всякая попытка учителя «внести» в ученика познавательные и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы умственного и нравственного развития ребенка. На его взгляд, «стадии или ступени умственного развития ребенка зависят от формы общения, в частности, педагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается». Таким образом, задача учителя - управлять деятельностью ученика, а общение с ним должно носить управленческий характер при сохранении субъект - субъектной формы взаимодействия.

    Сегодня важной стороной профессиональной деятельности учителя становится самопознание, соотнесение своих личностных возможностей и особенностей с требованиями современной школы и выработка на этой основе гуманистических способов  субъект - субъектных взаимоотношений.

    Современный учитель должен владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников.

    Обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса возможно с помощью различных приемов и форм  учебной деятельности. Систематизировать все приемы и формы учебной деятельности  можно по  разным признакам:

      - по этапам урока

      - по этапам познавательной деятельности ученика

      - по формам деятельности учителя

      - по видам творческой деятельности.

    В практике учителей географии используются  разные приемы и формы учебной деятельности учителя и учащихся:

      - приемы отработки предметных знаний и навыков

      - приемы работы с текстом, по уяснению смысла понятий и терминов

      - приемы, с помощью которых можно как развивать, так и диагностировать 
        уровень развития необходимых ученику его ресурсов учебного успеха

      - приемы работы с картами и т.д.

    Практически каждый прием можно представить себе в качестве способа деятельности ученика в определенных обстоятельствах на любом этапе урока, и, во-вторых, среди приведенных форм и видов учебной работы много тех, что требуют работы ученика вне урока.

    Некоторые рекомендации по организации учебной деятельности на уроке.

    • 1. «Мозговой штурм».

    Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от  учителя и достаточного уровня  коммуникационных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее  эффективен при выдвижении гипотез и предложений.  

            Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку, а учителя - в смотрителя за порядком. Но, востребуя эти навыки, данный вид работы одновременно их развивает.

         Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся.

    • 1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
    • 2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
    • 3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
    • 4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки - это мешает формулировать новые идеи.
    • 5. Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
    • 6. Приветствуются все дополнения и уточнения.
    • 7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.

     

    • 2. Практическая групповая работа на единую цель.

     

             Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономерностей сложного процесса, например, при изучении понятия «климат», при построении демографических диаграмм, или при изучении одного и того же объекта в разных аспектах, с разных точек зрения.

    «Путешествие по Австралии в составе одной из поисковых групп»

     1 группа

    Карточка - задание геоморфологов

    Геоморфология - наука о рельефе.

    • 1. Что лежит в основе материка?
    • 2. Главные черты рельефа. Основные формы рельефа.
    • 3. Какими породами сложена поверхность материка?
    • 4. Полезные ископаемые материка.

     

    2 группа

    Карточка - задание гидрологов.

    Гидрология - наука, занимающаяся изучением природных вод.

     

    3 группа

    Карточка - задание зоогеографов.

     

    • 3. Найти «лишнее» слово из списка.

     Пример1. Назовите «четвертый - лишний».

     А) Зебры, жирафы, слоны, львы.

     Б) Виктория, Чад, Эйр, Ньяса.

     

    • 4. «Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.

     Пример 1. Модуль «Южная Америка»

     Факты выстройте в логической последовательности:

    • 1. Теплые течения усиливают влажность воздуха.
    • 2. Материк Южная Америка хорошо нагревается.
    • 3. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.
    • 4. Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

     

    • 5. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).

     Пример 1. Какие понятия объединяют эти названия?

    • 1. Анды, Кордильеры, Уральские, Альпы.
    • 2. Лимпопо, Замбези, Конго, Оранжевая.
    • 3. Флорида, Юкатан, Аляска, Лабрадор, Калифорния.

     

    • 6 Развивающие каноны.

             Технология приема. Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых. Имеется некий вид 6-элементной конструкции, где элементы (слова, символы, рисунки) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существуют различные типы связи между элементами.

    Наиболее эффективным будет устное решение канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки.

    Например: «если в Северной Америке это называется прерия, а в Южной Америке - пампа, то в Евразии речь пойдет о степях».

    Этот прием является одним из самых эффективных развивающих приемов, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения.

    Возможности применения:

    • 1) на этапе уяснения знаний, отработки понятийного аппарата;
    • 2) на этапе закрепления и обобщения знаний;
    • 3) в качестве домашнего задания;
    • 4) самостоятельное составление развивающих канонов учащимися может быть оценено как творческое задание по теме.

     

    • 7 «Решить» географическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту.

     Примеры:

    • 1) Существует теория, согласно которой материки дрейфуют.

    Приведите факты, свидетельствующие в пользу этой теории.

    • 2) расскажите, что происходит в озере, когда случилась авария на

           нефтепроводе, проходящем неподалеку от него.

     

    • 8. Провести исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму.

    Пример:

     Из школьного курса географии тебе известно, как образуется ветер. Попробуй найти доказательства причин его образования.

    Требуется: наблюдательность, солнечный день, костер, воздушный шарик, нитка, батарея центрального отопления, полоски бумаги.

     

    Выполнение:

    • 1. Найди подтверждение тому, что теплый воздух поднимается вверх.

    В безветренную погоду внимательно присмотрись к дыму от костра. Дым от костра поднимается вертикально вверх. Нагретый огнем воздух легче, чем холодный - окружающий его. Вот дым и устремляется вверх, как наполненный гелием воздушный шар.

    • 2. Найди подтверждение тому, что теплый воздух расширяется. Измерь
      ниткой воздушный шарик и оставь его на несколько минут под
      горячими лучами Солнца. Спустя некоторое время вновь измерь
      шарик - и ты заметишь, что он раздулся (стал больше). Воздух в
      шарике сохранил свой вес, но теперь занимает больший объем. Таким
      образом, нагретый воздух не только поднимается вверх, но и
      расширяется.
    • 3. Летом предпочтение отдается одежде светлых тонов, а зимой человек предпочитает вещи темных цветов. Почему? Попробуй найти ответ на этот вопрос, а заодно узнай, почему поверхность Земли нагревается неодинаково.

    Требуется: солнечный день, лист бумаги черного цвета, лист бучаги белого цвета, два бумажных стаканчика, черная краска, водный термометр.

    Выполнение:

    • 1. В солнечный день положи два листа бумаги (белый и черный) на солнцепеке.
    • 2. Через 10-15 минут потрогай оба листа бумаги, Черный - ощутимо теплее белого.

    Дело в том, что темные предметы лучше поглощают солнечное тепло, а светлые его отражают. Поэтому в одежде темного цвета теплее, а всветлой прохладнее.

       Нагрев можно измерить точнее.

    • 1. Возьми два бумажных стаканчика.
    • 2. Выкраси один из них в черный цвет.
    • 3. Наполни оба стаканчика водой и оставь примерно на 1 час на солнцепеке.
    • 4. Через час измерь температуру воды в обоих стаканчиках. Столбик термометра в черном стаканчике поднимется выше, чем в белом.
    • 5. То же самое происходит и с землей. Солнце в течение дня освещает ее и нагревает сушу и море. При этом темные поверхности, например, вспаханное поле, поглощают больше тепла, чем светлые, к примеру снежный покров, отражающий солнечные лучи.

    Все перечисленные учебные приемы, виды и формы учебных заданий позволят учителю гибко управлять работой учащихся на уроке и во внеурочное время.

     

    Литература:

    Н.Л. Галаева, Н.Л. Мельничук.  Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии.  Москва, 2007.

     

    И.В. Душина, Е.А. Таможня.   Методика и технология обучения географии в школе. АСТ Астрель.  Москва, 2002.

     

    Работа выполнена учителем географии МОУ «Гимназия»№1, г.Усолье-Сибирского Лис Н.С.  
     
    Другие новости по теме:





    Новости | Форум | Фотогалерея | Интересное | Кое-что ещё
    Сайт сделал Дмитрий Ивановский на CMS DLE. Карта сайта Гимназия №1 г.Усолье-Сибирское